Сегодня развитие бизнеса и модернизация промышленности в России проходит на фоне санкционного давления коллективного запада, нарушения цепи поставок, высокой ключевой ставки Центробанка, усиливающейся конкуренции и ряда других негативных факторов. По данным Росстата «смертность» (термин Росстата) предприятий в 2022 г. составила более 280 000 единиц.
В этих условиях бизнес озабочен сохранением устойчивости и обеспечением эффективности своей деятельности.
Вашему вниманию предлагается инновационный продукт, направленный на решение этих задач без дополнительных инвестиционных вложений путем мобилизации потенциала и использования внутренних резервов и возможностей, имеющихся на каждом предприятии.
АННОТАЦИЯ
авторского курса
«ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
КОМПАНИИ И ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И МОБИЛИЗАЦИЮ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ»
(Длительность Курса 16 академических часов. Может идти как курс повышения квалификации, либо как семинар)
И. Чайка
Кандидат экономических наук, Академик Российской академии проблем качества.
с 1973 г. по 2016 г. работал во Всесоюзном (Всероссийском) научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС), многие годы был Первым заместителем директора института, имею богатый практический опыт внедрения стандартов по обеспечению качества продукции и услуг. Под моим руководством разрабатывалась идеология и методики по Комплексной системе управления качеством (КС УКП).
С 1991 г. по настоящее время — полномочный представитель России в ИСО/ТК 176 — техническом комитете международной организации по стандартизации (ИСО), в рамках которого разрабатываются серии 9000.
По поручению Госстандарта формировал в 90е годы направление работ в России по сертификации систем менеджмента качества.
Включен от России в состав рабочей группы ИСО/ТК 176, приступившей к разработке ИСО 9001-2025
Курс сформирован на основе материалов книги «Гарантия качества. Практическое пособие», написанной для предприятий оборонно-промышленного комплекса по заказу Госкорпорации «Ростех» коллективом авторов, в составе которого был и автор Курса, а также на основе большого практического опыта автора Курса.
В курсе анализируются характерные для большинства предприятий проблемы, вытекающие из традиционных подходов к организации производства и управления.
На основе этого анализа и обобщения опыта многих практик в курсе даются рекомендациями:
как сформировать на предприятии культуру и запустить механизмы, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала персонала, являющегося главным источником для организации процессов постоянного улучшения. (В частности, рассматривается система «Бриллиант»). Приводятся примеры получения эффектов от процесса постоянного улучшения на отечественных и зарубежных предприятиях;
как организовать процесс создания инновационной конкурентоспособной продукции в условиях стремительного сокращения цикла «идея создания новой продукции- рынок» (сегодня этот цикл в автомобилестроении составляет менее года, в электронике- месяцы. Традиционными методами разработки и постановки продукции на производство такие скорости обеспечить невозможно);
как организовывать менеджмент предприятиядля достижения устойчивого успеха, используя принципы менеджмента, сформулированные в ИСО 9000, но являющиеся универсальными(так, принципы менеджмента качества были весьма высоко оценены мировым автопром в лице Международной целевой автомобильной группы (IATF) . IATF посчитала, что долгосрочной выгоды для всех заинтересованных сторонможно добиться, только если систематически применять все эти 7 принципов, постоянно их анализировать и извлекать уроки. Такой подход будет способствовать постоянному улучшению и даст возможность конкурировать с лучшими в своем классе организациями).В частности, в курсе рассматриваются особенности построения процессных моделей бизнеса, что сегодня вызывает серьезные практические трудности. Применение в бизнесе процессного подхода ускоряет освоение новой продукции и дает большой экономический эффект, но он часто входит в конфликт и вызывает сопротивление функциональных подразделений. Однако, как показывает практика, большие потери качества и экономики как раз и имеют место на стыке функций. Даются рекомендации как реализовать лидирующую роль руководства предприятия в постановке амбициозных целей и реализации их через проектный менеджмент и т.д.
В Курсе даются многие другие практические рекомендации.
Сегодня подавляющее число предприятий имеет системы качества, базирующиеся на ИСО 9001 или иных стандартизованных моделях.
Следует отметить, что стандарт ИСО 9001 говорит, ЧТО нужно делать, но не отвечает на вопрос КАК. Курс нацеливает на насыщение СМК методами и инструментами менеджмента качества (без которых СМК является бесплодной сиротой) и дает обзор этих методов.
В курсе рекомендуется использовать прогрессивные нормы стандартов на системы менеджмента качества, созданных в таких отраслях как автомобилестроение (IATF 16949), атомная (19443), производство оборудования для нефтегазового комплекса (29001), аэрокосмическая (9100), производство медицинских изделий (13485) и др. В курсе дается сравнительный анализ этих стандартов и приводятся примеры прогрессивных требований в этих стандартах, применение которых повысит результативность СМК предприятия.
Как отметил в одном из интервью Председатель Подкомитета 2 ИСО/ТК 176 (TC176/SC2) «Системы качества» Найджел Крофт, активно участвующий в написании ИСО 9001: «За последние три десятилетия стандарты ИСО 9000 претерпели серьезную эволюцию и в настоящее время широко применяются во всем мире не только как база сертификации,но также и как твердый фундамент, на котором другие компоненты устойчивого развития могут быть сконструированы в единую гармонизированную систему менеджмента, обеспечивающую возможность организациям достигать их цели в бизнесе».
Важным инструментом менеджмента являются Планы качества, которые должны разрабатываться для конкретных контрактов и под конкретную продукцию. Анализ практики свидетельствует о том, что этот инструмент во многих случаях либо недоиспользуется, либо не используется вообще. В материале в качестве примера приводятся требования к построению плана качества, содержащиеся в стандарте НАТО.
В Курсе приводится опыт высокотехнологичных отраслей по выделению ключевых параметров продукции (параметры безопасности; параметры, в наибольшей степени влияющие на удовлетворенность потребителей, на экономику). Рассматривается цепочка: ключевой параметр – ключевой технологический процесс — доминирующие факторы, в наибольшей степени влияющие на ключевые параметры. Рассматривается Концепция особого управления ключевыми параметрами на основе специальных Планов управления. Планы управления ключевыми параметрами- это эффективный целевой механизм, но который редко применяется на предприятиях.
Отдельное внимание в материале уделяется вопросу документирования системы менеджмента качества. Стандарт ИСО 9001-2015 предоставляет предприятиям большую свободу в этом плане. В материале рассматриваются риски предприятий в случае создания слабо документированной СМК, такие как низкая управляемость, отсутствие базы для анализа ошибок, для повышения результативности СМК, для ее улучшения и др. Соответственно, даются рекомендации по этому вопросу.
Курс насыщен практическими рекомендациями и примерами лучших практик предприятий – лидеров отечественной промышленности, таких как НПО «МИР», ПАО «Силовые машины», Улан-Удэнский вертолетный завод, «Инструм-Рэнд» , Петербургский тракторный завод, АО «Гражданские самолеты Сухого», Концерн «Калашников», ПАО «КАМАЗ», группа «АВТОВАЗ», АО «ПО «Уральский оптико-механический завод», Чепецкий механический завод и др. Постоянная динамика совершенствования является формой существования этих компаний.
На базе обобщения практического опыта в материалев том числе даны рекомендации по организации разработки и совершенствования СМК.
Курс сформирован на основе
Курс прошел неоднократную апробацию на предприятиях оборонно- промышленного комплекса, признан полезным и практичным.
Получено много положительных отзывов.
Примеры отзывов
- АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева»
Информация была интересна, буду использовать материалы в деятельности. Спасибо!
- ООО «Курганский завод комплексных технологий» (ООО «КЗКТ»)
Спасибо огромное! Материал был достаточно интересный, информация весьма полезна!
Что-то из услышанного уже применяем на практике, что-то в обязательном порядке возьмем на заметку и обязательно применим
- АО НПК «Северная заря»
Крайне полезен был блок , относящийся к Программе обеспечения качества. Для меня сейчас это очень актуальный вопрос. Буду думать над применением полученной информации. Кроме того, очень полезны практические примеры (конкретно мне, как практику). Вообще, такие систематизирующие лекции очень полезны. Есть возможность многое переосмыслить.
- АО «НПО «Гелиймаш»
Очень удовлетворены содержанием семинара, полностью соответствующим нашим целям.
Полученные знания вполне применимы и будут использоваться в нашей практике для повышения устойчивости компании и эффективности ее деятельности.